Его лицо

Раздел: Статьи
17-01-2020

И если комедия дель арте смогла стать высоким искусством только после того, как ее карнавально-фарсовая стихия скрестилась с ренессансной культурой, то в синтезе этих двух начал ведущим оставалось фарсовое, народное.

Исходя из ренессансной традиции, комедия дель арте избирала главным своим конфликтом столкновение между старым укладом жизни и молодыми силами. Молодая любовь постоянно наталкивалась на сословные и имущественные преграды, но победа оставалась за влюбленными и за их слугами, этими истинными героями импровизационных спектаклей.

Ренессансная концепция жизни окрашивалась на сцене в яркие демократические тона. Это особенно ощущалось в языке масок. Панталоне говорил на венецианском диалекте, Доктор на болонском, Капитан на неаполитанском. Бергамский говор слуг указывал район, откуда чаще всего приходили голодные крестьяне, чтоб прокормить себя в других городах. Тосканский язык Влюбленных был литературным итальянским языком.

На подмостках комедии дель арте во всех ее наречиях жила не существующая, но лелеемая в народной душе единая Италия. В языковом «Вавилоне» была своя гармония, и создавал ее общий дух спектакля.

Здесь задавали тон Дзанни. Поначалу, на карнавале, они не были слугами — к перемене амплуа их принудил большой сюжет. Но, надев костюмы с галунами, они оставались хозяевами положения. Дзанни повелевали судьбами своих господ: в их руках были нити интриги. Перуччи писал: «Обязанность первого Дзанни поддерживать интригу и смешивать карты... Ему необходимо помнить весь сюжет как свои пять пальцев, чтобы смело вести интригу и выдумывать, не обдумывая, быть быстрым, готовым на всякий ответ». Дзанни, выражаясь современным языком, был «динамиком» действия — его «электросила» заражала всех остальных персонажей, и они попадали в тот водоворот событий, который рождали мысль и воля первого Дзанни. Но эффект стремительности достигается не только поступательным движением; резкое торможение, от которого все валится с ног, тоже подчеркивает динамический порыв. И вот эту функцию «тормозного устройства» выполнял в механизме комедии дель арте второй Дзанни. То, что искусно замысливал Бригелла, по глупости и простодушию перепутывал Арлекин. Конечно, Бригелла, отколотив Арлекина, тут же сочинял новый ход — и действие неслось дальше.



Добавить комментарий к публикации "И если комедия дель арте смогла":
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Другие статьи по теме:
 Поэт и его очаг
 Концерт в Иваново в поддержку рок-радио.
 "Это загадка," говорит Мартин
 Эпическая трагедия
 Несостоявшийся концерт на день молодежи