Мышкин Янковского был умен

Раздел: Статьи
07-03-2020

Мышкин Янковского был умен, но каким-то сторонним, подмечающим, еще не сопрягающим умом. Свободен, но и не уверен в себе. Первая встреча. разгоряченная толпа ждет Рогожина. Сквозь оконное стекло князь видит приплюснутые рожи, неправдоподобно выпученные глаза. Потом все расходились, растворялись в мрачной темноте неприветливого пространства, а он, просвеченный фонарем, оставался один.

Первая боль. У Гани. После пощечины. Мышкин впервые почувствовал свою вину, заплакал оттого, что вызвал такое унижение Гани. "Как вы будете стыдиться своего поступка", - с трудом произносил князь.

Первое открытие. Встреча с Настасьей Филипповной. Томительная пауза. Взгляд, приковавший их друг к другу. Знакомое ощущение надвигающегося приступа и - одновременно - новое состояние, близкое к раскрепощению или катастрофе. Отныне это чувство не покинет его до конца спектакля. Слова Аглаи: "У вас нежности нет, одна правда, стало быть несправедливо", - мучили Мышкина, вызывали недоумение, подтачивали силы.

Здесь он подступал, прикасался к исследованию жертвенности и победительности героев особого склада, для которых ясное различение добра и зла не является защитой, не облегчает ничьей участи. Образ Мышкина - начальное постижение этой диалектики, совмещающей силу добра, невольно ведущую к раздорам, и слабость - неслучайную заложницу зла.

Внезапная страсть и ее непоправимые последствия перехватывали дыхание Мышкина - Янковского, подрывали надежды взрослеющего юноши с воспаленным горестным взглядом. Его одолевали ужасные предчувствия. Потом, к финалу, менялся мышкинский взгляд. В глазах исчезало любопытство к миру, людям. В них, как в перевернутом бинокле, отражались кошмарные видения реальности. Он прощался с Настасьей Филипповной, познав и возможное, казалось бы, счастье, и пугающие минуты прозрения. Прощался с собой - цельным, изнуренным человеком. Давящий страх неизбежной трагедии преследовал его в финале - в доме Рогожина, в сценах с Парфеном. Янковский, бледнея и как бы съеживаясь, дрожал, терял равновесие, чудом удерживался на лестнице, вцепившись в перила. На последней ступеньке, в паузе, длившейся, казалось, вечность, постепенно приходил в себя, превозмогая наползающий, как снежная лавина, припадок. Эпизод шестой картины давался артисту трудно. Что-то мешало найти трагическую ноту, искреннюю просветленность. Он еще верил в разрешение чудовищного конфликта, но не мог избавиться от тайных, неожиданных сомнений, распаляющих его воображение. Быть может, оттого у Янковского не получилось быть "вполне прекрасным" человеком.

В финале высвечивались два лица, вернее, два взгляда: в одном читалась готовность помочь, в другом - преступить. Мышкин умолял, не обращая внимания на темнеющее лицо Рогожина, о снисхождении. Выходило эффектно и чересчур мелодраматично. Лишь по прошествии многих спектаклей Янковский добился верного тона, обрел внутреннюю сосредоточенность."

12


Добавить комментарий к публикации "Мышкин Янковского был умен, но каким-то":
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Комментарии:
Автор: Плакса 07-07-2014, 11:37
"Романс о влюбленных" старый, но замечательный фильм