Олег Янковский: "Сегодня героя нет, я убежден"

Раздел: Статьи
05-11-2018

- Вы видели много раз такое в жизни или больше в кино и литературе?

- В кино, литературе, да и в жизни. Примеры исторические есть - Виардо, ее муж и Тургенев, Маяковский, Лиля и Осип Брик. Любовь втроем. Но там можно было выяснить отношения, люди жили, как договорились. Мучались, наверное, и были счастливыми. А тут некому предъявить претензии. Эта женщина сковала их одной цепью, и если бы не этот финал, можно было бы предположить, что они станут. друзьями, не знаю, но очень близкими людьми. Так случилось. Как сиамские близнецы - природа их соединила.

- Слышал я и другую трактовку - будто на самом деле это история о гомосексуальной любви, которая могла бы получиться, но не получилась.

- Это тоже можно придумать. Я такое слышал, и тоже от журналистов. Такая пьеса есть, мы даже ее репетировали - "Вариация", ее сейчас играют Костолевский и Филиппов, а в другом театре - Лановой. Там тоже женщина объединила двух мужчин, а потом они становятся очень близкими людьми. Так тоже можно сказать. Но мы другой ориентации - те, кто делал эту картину, - и нас волновали другие вопросы.

- Представлять себя в подобной ситуации было трудно или легко? Или перед вами вообще не стояло такой проблемы?

- К счастью, Бог как-то меня оградил в этом плане, и я не исповедовался в этом фильме. Но что такое роль? Я в предлагаемых обстоятельствах, а обстоятельства в этот раз такие.

- Вас много раз называли единственным настоящим героем советского кинематографа. Остаетесь ли вы таковым сейчас, а если нет, занял ли кто-нибудь эту нишу в современном кино?

- Герой сейчас ушел. Он был создан жизнью, мне посчастливилось. Было много картин, "Жил певчий дрозд", другие, с мятущимися, рефлексирующими героями, но как-то повезло, что Виктор Мережко, Роман Балаян и я поставили точку в "Полетах во сне и наяву". Так в стогу Макаров и остался. Это был 1983 год, а в 85-м началась резкая ломка, Перестройка. Сегодня героя нет, я убежден. Поиск героя идет. Может, то, что сделал Филипп Янковский в картине "В движении", - часть проблем нового героя. Но возраст там рассматривается другой, тридцатилетний: сейчас еще идет осмысление этого поколения. Пройдет еще несколько лет, пока не появится герой.

- То есть герой должен быть среднего возраста, должен достигнуть сорокалетней отметки?

- Думаю, да, конечно. Не зря же пошло в литературе - "кризис среднего возраста". Полжизни прожито, и человек начинает собирать камни. Еще у героя Хабенского есть время, он находится в движении, а Макаров уже залез в стог сена.

- В фильме "Любовник", с вашей точки зрения, есть главный герой? Или, напротив, важно, что эти два персонажа дополняют друг друга?

- Вы сами ответили. Явный герой отсутствует. У меня, может быть, выписана роль в большей степени по каким-то психологическим ходам. Но эти два героя - одно целое, которое соединила женщина.

- Вам было трудно и не становиться центром картины, и не отступать в тень, как второстепенный персонаж, а делить груз ответственности на равных с другим актером - Сергеем Гармашом?

- Это делает режиссура. Я, естественно, взваливал на себя главную нагрузку. Хочешь не хочешь - сценарно так выписана ситуация. А равновесие, баланс - дело режиссера. У Тодоровского это получилось, как мне кажется.



Добавить комментарий к публикации "- Вы видели много раз такое":
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Комментарии:
Автор: Ольга28 09-06-2014, 11:37
Он продолжает жить в своих фильмах!