Марк Захаров: ". громкий, но бессмысленный спектакль."

Раздел: Статьи
04-03-2020

Но - как ни парадоксально - неубедительность Янковского в этой роли подтверждала не только ложность материала, но и невинность артиста, воспитанного в иных театральных традициях.

"На протяжении почти всего спектакля из глубины сцены, с экрана, служащего задником, на нас и на все происходящее вокруг смотрит молодое лицо - хорошее, открытое лицо с умным спокойным взглядом. Это лицо Горяева и в то же время это словно бы другой человек - ровнее, добрее того, что двинется в ожесточенную схватку с руководством стройки, отстранив любящую женщину", - пишет "Московская правда" за 1974 год. Горяев существовал на сцене в маске крикливого говоруна, неутомимого двигателя прогресса. Но с экрана, где помещена его фотография, мы видели уже не маску, а лицо, которое, судя по замыслу, должно было сбалансировать риторику персонажа молчаливым укором фотографического портрета. Показать то, что не дано было сыграть. Продемонстрировать то, что невозможно было почувствовать.

Законы игры требовали своего разрешения. И Захаров, вспомнив, наверное, любимовского "Галилея", предлагал зрителям два финала. В одном - Горяев показывался победителем, уверенным руководителем, в другом - проигравшим дело, во главе которого встал. Что ж, такой исход не был лишен оснований.

Любопытно, однако, другое. Зрители и критики, смотревшие спектакль и писавшие о нем после премьеры, дружно соглашались, что театр хотел представить им героя положительного, а получился он маловразумительным или, во всяком случае, малопривлекательным. Но аргументы, прозвучавшие в из обвинениях, как то странно сходятся с нынешними - расхожими мнениями о театральном артисте Янковском. С одной существенной оговоркой. Тогда его разоблачали, теперь - пытаются увидеть некую загадочность. Когда же все-таки заблуждались?

"Просчеты заданного авторами образа усугубляет артист Олег Янковский, играющий Горяева в публицистической манере, близкой актерам любимовского театра, но без наполнения страстью и чувством. Вместо страсти у этого Горяева истерия при экзальтированной напыщенности интонацией. актер пытается создать образ некоего супергероя, рыцаря без страха и упрека, покорителя жкнскиз сердец и строителя автограда. Этот Горяев - идеалист в модных пиджаках, он подтянут, деловит, мужественен, всем своим обликом напоминает героя рекламных буклетов", - отозвался о дебюте Янковского журнал "Театр". Так оно отчасти и было. Спектакль действительно использовал определенный типаж актера, который, несмотря на свое внешнее соответствие, оказался чуждым стилистическим внепсихологическим законам спектакля."

12


Добавить комментарий к публикации "Но - как ни парадоксально -":
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Комментарии:
Автор: Платон 28-07-2014, 11:37
Очень талантливый и умный человек.