Почему смеялись маски?

Раздел: Статьи
13-01-2020

Толпа матросов, высказывая свое суждение свистками, поглотила мудрые аплодисменты шести десятков патрициев... Соглашаясь с мнением других, я должен сознаться, что эти ремесленники и матросы скорей идут в театр для того, чтобы смеяться над Доктором, Панталоне, Арлекином или Финокио, чем для того, чтобы услышать «Сводню», «Чернокнижника», «Комедию о сундуке» или «Студентов», так что ни одна комедия, как бы она ни была смешна, умна, пикантна, жива и прилична, не может противостоять комедии итальянских гистрионов...» Хотя свидетельство Мартелли относится ко второй половине XVII века, суть дела от этого не меняется.

Объясняя повсеместный успех новорожденной комедии дель арте, ее современник, театральный деятель Леоне де Сомми писал: «Куда лучше грубая комедия, но хорошо представленная, чем прекрасная, но плохо показанная».

Слова эти знаменательны. Шла речь о совершенстве театральной игры, родившейся как профессиональное искусство на подмостках народного театра комедии дель арте. Эта искусность, мастерство — arte были зафиксированы в самом наименовании нового жанра.

Но, конечно, не чисто техническое владение словом, жестом и движением привлекало публику. Тайна успеха комедии дель арте заключалась в огромной жизненной энергии этого театра, в его «Гanima allegra» (веселая душа).

«Душа» эта получала живительные токи от страстей лицедействующего актера. Прекращалась игра актера — замолкала и «l'anima allegra». Это естественный закон театра. Но если во всех других случаях мы можем получить какое-то представление о сценическом творчестве через пьесы, где отраженно светится живой театр прошлого, то тут мы находимся в весьма затруднительном положении: ведь комедия дель арте имела вместо пьесы лишь общую схему сценария, который бессилен передать нам поэзию, страсти и юмор былых театральных триумфов.



Добавить комментарий к публикации "Толпа матросов, высказывая свое суждение свистками,":
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Другие статьи по теме:
 Театральная империя
 Комедия начинается с руэды
 Мистер Уилл Чемпион
 Испанец в Италии
 Мрачнее обрисовка красавицы — куртизанки Фенисы