Эльмо Нюганен завоевывает Москву

Раздел: Статьи
01-04-2018

Сегодня главный режиссер Городского театра Эльмо Нюганен рассказывает о том, как он работал в Московском театре "Ленком" над спектаклем "Тout paye, или Все оплачено" по пьесе Ива Жамиака. Премьера состоялась три недели назад.

Рецензии в московской прессе все еще появляются. Последней откликнулась ветеран критической мысли Вера Максимова. Та самая, которая еще в 1970-е годы боролась с "антиобщественными явлениями на театре" в лице Юрия Любимова и Анатолия Эфроса.

Максимова упрекает постановку Нюганена в… скуке. Это уже что-то новое. Тон других рецензий разнится в диапазоне от восторженного до кисловатого; кто-то считает спектакль слишком легковесным, но уж скучным назвать его никому не приходит в голову.

- Я к рецензиям отношусь спокойно, - говорит Эльмо Нюганен. – Я шел на это ради актеров: Инны Чуриковой, Олега Янковского, Александра Збруева. Если бы им не понравилось, если бы театру не понравилось, если бы публике не понравилось, вот тогда бы я по-настоящему переживал!

- Многих удивляет, что концовка пьесы изменена. Вместо самоубийства героя Янковского – иронический хеппи-энд. Кому это пришло в голову?

- Актеры с самого начала не хотели, чтобы Александр Амилькар стрелялся. И я понимаю, почему. В Москве не так уж легко живется. В России вообще сейчас живется трудно, а тут еще мегаполис с его убийственным темпом жизни, теракты, катастрофы… По телевизору – ужасы; во многих театрах – сплошной мрак. Надо же оставить людям хоть какую-то надежду.

И тогда я придумал эту концовку. Но актерам не говорил. Они все спрашивали, как мы закончим, а я отвечал: "Потерпите, все узнаете!". И только когда мы вышли из репетиционного зала на сцену, я предложил: пусть Инна Чурикова скажет: "Улыбнитесь, Александр! Вы же знаете, что все глупости на свете делались с серьезным выражением лица!".

- Последний монолог Янковского из фильма "Тот самый Мюнхаузен"!

- Ну да! И знаешь, что самое смешное? Олег не узнал этих слов. Или – что вероятнее – сделал вид, будто не узнал. Может, ему неловко было, что спектакль так откровенно разворачивается на него. Чурикова-то узнала сразу. Молодые актеры – тоже. И ужасно обрадовались. Тут уж и Олег перестал притворяться, будто не помнит, откуда это.

Здесь это было сделано так, что не персонажи пьесы произносят текст, а актеры, как бы выйдя из ролей, разыгрывают не предусмотренный автором, но такой желанный, благополучный финал. И это Чурикова говорит Янковскому: "Брось, Олег! Ты же сам сказал когда-то "Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!"



Добавить комментарий к публикации "Эльмо Нюганен завоевывает Москву ":
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Другие статьи по теме:
 Его лицо
 Эпическая трагедия
 Сфера поэзии
 По примеру корриды
 Свидетельство о рождении