"Тот самый Мюнхгаузен". 20 лет спустя

Раздел: Статьи
11-02-2018

Хотите верьте, хотите нет, но фильму Марка Захарова "Тот самый Мюнхгаузен" стукнуло 20 лет. Идея особо отметить данное событие зародилась в кинокомпании "Кинотавр" давно. Собирались минувшим летом увековечить юбилей в Сочинском цирке в дни Открытого российского фестиваля. Но в силу разных причин этого не случилось. И вот теперь, в канун 2000 года и самой длинной ночи в году, в Московском цирке на Цветном бульваре шоу "Возвращение Мюнхгаузена" состоялось. Говорить-то об его обустройстве говорили, да, видно, слово с делом разошлось. Засучили рукава, похоже, в последнюю минуту, а потому и получили то, что получили. Очень жаль.

Спору нет, сама идея замечательна, а для артистов и лично Олега Янковского - это подарок царский. Каково окунуться в славные и счастливые дни, испытать вновь судьбу, рискнуть и взлететь под купол цирка! Грех было не воспользоваться таким даром. Что же в итоге получилось?

Цирк отдельно, кино отдельно. Признаюсь, уже в первые минуты испытала сильнейшее разочарование. Начались цирковые номера - бесспорно, талантливые, но при чем же тут барон Мюнхгаузен и кинематограф как таковой. Постепенно по ходу дела цирк засасывал как воронка. Марк Захаров сидел за столом близ манежа, словно в президиуме, и, как было это в давнем ленкомовском спектакле о вожде пролетариата, нарушая ход событий, комментировал происходящее. Когда-то опытный Валентин Плучек напутствовал молодого режиссера Захарова: "Веди себя с артистами, как укротитель. Смотри им в глаза и ни в коем случае не поворачивайся к ним спиной". Теперь главреж ленкомовской труппы угадывал в обличье крокодилов и питонов знакомые черты звезд прославленной сцены.

Потом, правда, мы чуть было не заснули, слушая речи настоящего живого барона, выписанного Марком Рудинштейном из Германии: хоть он и носит славное имя Герберта фон Мюнхгаузена, но навеял тоску. Роль шпрехшталмейстера, то есть ответственного за представление, актеру Ленкома Сергею Степанченко удалась не слишком. Во всяком случае нейтрализовать немецкого барона он не смог. Что-то надо было сделать для органичного соединения цирка и кино. Конечно, мы не требуем, чтобы Инна Чурикова - жена Мюнхгаузена бросалась в объятия тигров, но в появлении актрисы где-то на верхотуре цирка, откуда она и "управляла" хищниками, мало было проку. Явление сынка барона - Леонида Ярмольника в компании обезьян, исполнявших танцы народов мира, развеяло грусть-тоску. Владелец телеотеля материализовался в человекообразного собрата, и роль ему явно удалась. Только вот обезьянки чувствовали чужака и волновались. И хотя Ярмольник даровал одной из них честно им самим заработанный сахарок за трюк, не помогло: обезьяна, улучив момент, таки треснула его по лицу. Елена Коренева оказалась достойной своей бесстрашной Марты, подтвердив легендарные слова Мюнхгаузена: "У кого еще такая женщина". Актриса вообще отличается бесстрашием. Вот и тут она вихрем пересекла воздушное пространство над нашими головами, устроившись в серебристом кольце. Когда сам Мюнхгаузен совершил прыжок с огромной высоты, и это был всего лишь давний цирковой трюк - бросали-то чучело, - мы было усомнились в бесстрашии нашего кумира, ведь, подобно детям, жаждали чуда. Но мы поспешили в своих суждениях. Барон все же полетел, пусть несколько скованно, но полетел. Не во сне, а наяву. Смелый поступок, скажем прямо. Так рисковать актеру, прежде и не помышлявшему о таких полетах. Браво, Янковский, браво! Вы достойны своего героя!



Добавить комментарий к публикации ""Тот самый Мюнхгаузен". 20 лет спустя ":
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Комментарии:
Автор: Михалыч 26-05-2014, 11:37
Фильм очень глубокий, намного серьезнее литературного первоисточника