"Шляпа"

Раздел: Статьи
08-09-2018

Зара Абдуллаева: "В фильме "Шляпа" Янковский сыграл трубача Денисова. В роли сцеплены моменты, пародирующие "героя времени". Перед нами - маска равнодушно-блестящей эстрадной звезды, впрочем, не очень удачливой. Да и не очень блестящей. А может, вообще не звезды. Роль эта, при всей очевидной случайности, все же примечательна в биографии актера.

В ней можно увидеть разоблачение типичного семидесятника. Такого адреса в "Шляпе", конечно, нет. Но картина, при всей свое непритязательности, не бессмысленна для актерского образа Янковского. Подобно тому, как человек, встретившись в трамвае со своим однокашником, неприятно поразился своим с ним сходством. Увидел и забыл. Жизнь замела следы, но случайное трамвайное касание что-то в нем задело. Так и эта "южная" роль Янковского имеет отношение к таким координатам жизни героев, как неудовлетворенность собой, обременительная женская любовь, способность к внезапным поступкам.

Итак, талантливый трубач (мы узнаем это от импресарио сочинских и прочих "зарубежных" гастролей) гибнет в кабаке. Там он, естественно, преуспевает, его любят и ценят, но ясно: надо вытащить пропадающего музыканта. Вот только куда? Тот самый вечный вопрос.

При всех амбициях герой Янковского непоправимо старомоден. Это всего лишь штрих к конфликту персонажей артиста с временем, намеченный в сентиментальном сюжете прямолинейно. Успех успехом, мелкие творческие дрязги - дело обычное, но Денисов неожиданно едет "гулять", не успевает на свой выход и вообще расстается с пляжем, морем, солнцем. Здесь намечается поворот, и вторая половина фильма - это некая оплата прежней роскошной жизни звезды. Ее, так сказать, затухание или временное падение. Недаром он все время едет на машине по направлению к триумфальной арке, что в конце Кутузовского, и она маячит перед ним как символ его побед и поражений, вернее, поражений и возможных побед. А пока - предисловие.

Янковский, теша публику закатыванием глаз, непродувным обаянием, отыгрывает характерной для себя техникой именно то, что впоследствии будет для него самым примечательным, - состояние человека, свернувшего с магистральной дороги, личности, обделенной не меньше тех, кого она обделяет.

В "Шляпе" актер сымитирует как раз то, что ему, как человеку определенного поколения, предназначено было пережить. Отстреливая роль фатовато-нагловатыми приемчиками расхожей типажности, Янковский невольно показал себя участником некоего человеческого и профессионального круга, в котором время приготовило ему другую роль. И ее не столь зазывная, не столь эффективная победительность еще даст свои всплески."



Добавить комментарий к публикации ""Шляпа" ":
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Другие статьи по теме:
 Концерт «Волжский акцент».
 Океан народной поэзии
 Концерт «Вальпургиева ночь»(негласно).
 Испанец в Италии
 Обстоятельства жизни и драма